Интервью с Андреем Розумовичем

Андрей Розумович“История подтверждает, что рынок недвижимости – классический и достаточно консервативный способ инвестиций”.

Что чувствует руководитель такой крупной фирмы в канун дня ее рождения?

Сейчас я испытываю, во-первых, радость, во-вторых, ощущаю груз ответственности, в-третьих, есть большое желание заглянуть в будущее, двигаться дальше. Потому что 21 год, по нынешним меркам, – срок большой…

Более, чем серьезный для украинского бизнеса!

Да. Даже если судить по меркам человеческой жизни, например, моего возраста: 21 год – полжизни прожито. Однако, если судить по состоянию рынка, становится понятно, что некие шаги уже сделаны, но рынку еще развиваться и развиваться. Глядя на развитие рынка, понятно – столько еще всего впереди!

И все за эти годы изменилось настолько, что теперь недвижимость всерьез рассматривают как инвестицию… Это новое направление Арсенала?

Арсенал – это группа компаний, несколько направлений, в том числе – инвестиционное. И деятельность, связанная с оказанием услуг, с приобретением, продажей недвижимости, любых консультаций как для собственников, желающих приобрести, так и для собственников, желающих продать… Речь идет и о коммерческой недвижимости, и о жилой, и участках под застройку, и инвестиционных проектах – все, что является или может в будущем стать недвижимостью.

И, конечно, мы даем консультации инвесторам. Потому что инвестиции в недвижимость были серьезно развиты до 2008-го, потом, после кризиса, был некий спад, а сейчас рынок инвестиций в недвижимость снова набирает обороты. То есть, существует категория бизнесменов, которая на рынке недвижимости активно не присуствует, но размещает средства – как это делают на рынке ценных бумаг, к примеру, на депозитах, в золоте.

История подтверждает, что рынок недвижимости – классический и достаточно консервативный способ инвестиций. Почему? Потому что закон рынка таков: кризис приходит и уходит, но он никогда не обваливает рынок недвижимости. Рынок недвижимости всегда возвращается на свое место с течением времени. Единственное обстоятельство, когда рынок недвижимости может пошатнуться, – если он “перегрет”, переоценен. Как, собственно, случилось накануне 2008-го года.

Этим кризис и объясняется?

В принципе, да. Но, если брать мировой кризис и украинский, то они друг от друга отличаются. Если американская экономика входит в кризис по законам собственного рынка, то наш кризис состоит в том, что мы сами создаем себе проблемы и потом мужественно их преодолеваем. Поэтому я бы посоветовал инвесторам в недвижимость не принимать решения на основании средств массовой информации, а лишь после консультаций с компетентными специалистами.

На какие сегменты рынка вы бы советовали обратить внимание сейчас?

Считаю, что, начиная с 2010-го года, быстро восстанавливаются сегменты офисной и торговой недвижимости, возвращаются к ставкам доходности к докризисным временам.

То есть, вашу позицию можно считать весьма оптимистической?

В любом случае, я смотрю на рынок недвижимости, как на нечто незыблемое, что всегда было, есть и будет. Моя задача, как профессионала, понимать этот рынок, тенденции его развития и сообщать верную информацию нашим клиентам, чтобы они смогли проанализировать ее и принять решение – это их право. Я и наши специалисты должны подсказать, как лучше, выгоднее, экономичнее поступить. В этом задача Арсенала.

Но ведь Арсенал еще и строит!

Да. И я думаю, что наши сооружения уже нашли отражение в истории города.

Вообще, как Арсенал позиционирует себя во всеукраинском масштабе?

Понятно, что мы – лидеры в Запорожье и области, тут сравнений я искать не буду. А что касается Украины, то мы, безусловно, в первой десятке, в первой двадцатке топовых компаний. Потому, что занимаем активную позицию, мы – инноваторы. Да, пробуем, ищем, иногда ошибаемся. Но всегда – находим. Тем самым, Арсенал заслужил репутацию законодателя мод, скажем так.

Например, 2 ноября в Запорожье проводили тренинг для руководителей агентств недвижимости: 32 участника из Украины, России, Молдовы. Уважаемые, успешные бизнесмены приехали перенимать опыт Арсенала. Ведь мы не просто развиваемся, мы можем поделиться опытом с другими.

Журнал «Афиша», ноябрь 2012